Анализ Кано - Kano Analysis

24.01.2012 09:16

Анализ Кано помогает команде Agile понять, какие характеристики продукта или возможности будут являться отличительными признаками продукта на рынке и окажутся драйверами при удовлетворении потребностей пользователей.

 

Описание

Наибольшую пользу анализ Кано принесет проектам Agile по разработке коммерческих продуктов. Он оказывает помощь в выявлении возможностей (features), которые будут иметь наибольшее влияние на удовлетворенность клиентов, либо из-за того, что они являются исключительно важными, либо потому, что их отсутствие вызовет недовольство. Это помогает команде определить, какие функции являются самыми важными для реализации перед выпуском продукта на рынок.

 

Анализ Кано раскладывает характеристики продукции по двум осям:

  • степень, в которой функция реализована в продукте и
  • уровень удовлетворенности клиентов.

 

Полученный график строится на матрице размером 2x2. На основании полученного профиля, характеристики продукта должны быть отнесены к одной из трех категорий:

  • обязательные (threshold),
  • ожидаемые (performance) и
  • приводящие к восхищению (excitement).

 

Этот вид анализа может быть использован, чтобы попытаться определить характеристики, которые придают продукту уникальное положение на рынке.

Категории характеристик продукта

Обязательные (или пороговые)

Обязательными характеристиками являются те, которые абсолютно необходимы для заинтересованных сторон при рассмотрении вопроса о принятии продукта. Их отсутствие приведет к интенсивному недовольству, но, поскольку они представляют минимальные критерии приемки, их присутствие не будет повышать уровень удовлетворенности клиентов сверх некоторого низкого уровня. Проблемой выявления требований для этих функций является то, что люди подразумевают их наличие по умолчанию и не сообщают о них, если не поступает прямого вопроса.

 

Ожидаемые

Это такие характеристики, улучшение которых вызывает линейный рост удовлетворенности. Они представляют собой функции, которые клиенты ожидают увидеть в продукте (например, производительность, простоту в использовании, и т.д.). Требования для этих типов функций, скорее всего, наиболее легко приходят на ум для большинства заинтересованных сторон.

 

Вызывающие восхищение

Это характеристики, значительно превышающие ожидания клиента. Их наличие позволит значительно повысить уровень удовлетворенности клиентов с течением времени. Поскольку эти характеристики в настоящее время не встречаются на рынке, сложно выявить требования, которые описывают их.

 

Особенности использования

Для того чтобы определить категорию, к которой принадлежит характеристика или функция, можно провести опрос среди клиентов с помощью двух форм вопроса о наличии функции: в функциональной форме и в дисфункциональной форме.

 

Функциональная форма: Как бы вы себя чувствовали, при наличии данной функции или характеристики в продукте?

 

Дисфункциональная форма: Как бы вы себя чувствовали, при отсутствии данной функции или характеристики в продукте?

 

Возможные ответы на каждую форму вопроса:

  • Мне нравится
  • Я этого ожидаю
  • Мне все равно
  • Я могу с этим работать
  • Мне не нравится

 

Определение характеристик основывается на сопоставлении ответов на оба вопроса в следующей таблице. Верхняя строка представляет ответы на дисфункциональную форму вопроса. Левая колонка представляет ответы на функциональную форму вопроса.

 

НравитсяОжидаемоВсе равноПриемлемоНе нравится

Нравится

Q

E

E

E

P

Ожидаемо

R

I

I

I

T

Все равно

R

I

I

I

T

Приемлемо

R

I

I

I

T

Не нравится

R

R

R

R

Q

 

E = Восхищение (Exciters)

P = Ожидание (Performance)

T = Обязательность (Threshold)

I = Безразличие (не вписывается ни в одну из 3 категорий)

Q или R = сомнительный или обратный (ответ не имеет смысла)

 

Этот подход наиболее применим для потребительских товаров или товаров, которые будут перепроданы, поскольку он нацелен на выявление требований, которые будут стимулировать широкое использование или принятие продукта. Оценка некоторых характеристик имеет тенденцию со временем меняться, так как растет ожидание клиентов по отношению к особенностям или характеристиками, которые должны присутствовать в продукте. Функции, вызывающие восхищение, в конечном итоге станут стандартными характеристиками эксплуатации и порога (в качестве примера, подумайте о новизне банкоматов, когда они были впервые представлены, а в настоящее время клиенты ожидают обязательного наличия банкомата у банка).

--

Усилиями членов IIBA и экспертами сообщества Agile был разработан черновик The Agile Extension of the BABOK, описывающий роль бизнес-аналитика или владельца продукта, а также применяемые техники, в процессе разработки программного обеспечения с использованием методологий, производных от Agile.

 

Со своей стороны мы хотим привлечь пользователей системы управление проектами DEVPROM, участников команд, следующих принципам Agile, к активному обсуждению этих практик, их использованию и адаптации под встречающиеся задачи и условия.

 

Основной целью бизнес-анализа является понимание потребностей заказчика, пользователей программных продуктов, правильное и своевременное преобразование их в виде программного приложения, сервиса или продукта. Мы хотим познакомить пользователей DEVPROM с современными техниками в стиле Agile, которые они могут использовать для создания своих программных продуктов.

Еще интересные статьи на эту тему: